Хороший массаж похож на парный танец – это взаимо-действие: ты действуешь на тело – оно как-то реагирует, и, в зависимости от его реакции, ты выбираешь следующее действие, снова слушаешь реакцию и т.д. Как в вальсе: мой шаг – её шаг, мой шаг – её…
Но тогда возникает интересный вопрос: а кто ведёт в этом танце? То ли это ты делаешь массаж, приспосабливая его к потребностям тела; а то ли тело диктует, что именно ты будешь делать. Ведь если ты делаешь то, что нужно телу, тогда, получается, именно оно определяет, что ты сейчас будешь делать.
Конечно, если потребности тела клиента ясно чувствуются, и ты делаешь именно то, что сейчас нужно, то массаж получается сильным и классным. Так что порой может возникать почти неприятное чувство, что от тебя уже ничего не зависит,– ты делаешь то, что должен делать. И сейчас тело использует тебя, чтобы получить то, что оно хочет. Так, как иногда и в сексе бывает: сильная чувственная женщина своим явственным желанием может побуждать чуткого мужчину делать именно то, что она хочет от него получить, так, что, получается, она использует мужчину, чтобы удовлетворить себя.
Но, конечно, лучший массаж возникает, когда потребности тела клиента и возможности массажиста сплетаются в единое общее действие – так и создаётся чудо гармонизирующего массажа. Но чтобы прийти к этой золотой середине, чтобы уравновесить инициативу массажиста и клиента – одних клиентов нужно осаживать, сбивая их требовательность и попытки командовать. Других же – и такое бывает чаще,– наоборот, приходится стимулировать, а иногда и сильно стимулировать, чтобы вызвать в их теле ту отчётливую ответную реакцию, по которой мастер может прочувствовать, что происходит в теле, и правильно выстроить свой массаж.
Массаж, как и танец,– искусство взаимное.