Это статья из интернета. А вот "моя статья о телесной
терапии". Телесно - ориентированная психология и психотерапия – прогрессивные направления современной науки, в основе которых лежит принцип единства телесных и психических проявлений человека.
Это универсальный методы психологического консультирования, позволяющие достичь положительных изменений в очень короткие сроки и практически в любой жизненной ситуации.
Кроме того, телесная психотерапия помогают человеку достичь состояния гармонии и комфорта, избавится от хронического напряжения, накопившейся усталости, поднять настроение и повысить качество жизни. Тело – это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения целостности, душевного равновесия и удовлетворённости. Экспрессия жизни нашего тела проявляется в полноте осознанности проявлений и желаний тела. Полнота и разнообразие жизни тем больше, чем шире спектр осознанности тела. А наше осознание тем тоньше и изощреннее, чем лучше мы чувствуем экспрессию жизни вокруг и внутри нас. Наше тело – это самый близкий нам объект внешней реальности. Если мы тонко чувствуем свое тело, то, вероятно, можем надеяться, что так же хорошо сможем чувствовать и другие объекты внешнего Мира.
И совершенно определенно можно утверждать, что если мы плохо чувствуем своё тело, то так же плохо чувствуем экспрессию внешней жизни. Наши представления о ней будут искажены или даже извращены. И все это начинается внутри нас, внутри нашего тела, с нашего самовосприятия и самосознания. Еще З. Фрейд обращал внимание, что наше эго преимущественно телесно.
Мощным импульсом для развития этого тезиса послужили идеи и эксперименты В. Райха о связи и идентичности телесных и психических процессов. Творческая многоплановость идей В. Райха привлекла новых исследователей телесно-ориентированного подхода в глубинной психологии личности. Наиболее мощные концептуально значимые идеи современной телесно-ориентированной психологии представлены в ее основных направлениях: вегетотерапия В. Райха, биоэнергетика А. Лоуэна, бодинамика Л. Марчер, биосинтез Д. Боаделлы, танатотерапия В.Ю. Баскакова, холотропное дыхание С. Грофа, процессуальная работа А. Минделла. Проблемы соотношения физического и психического, энергетического и духовного, реального и идеального всегда завораживающе привлекательны для человеческого ума. И эти учёные предложили оригинальные и плодотворные метафизические модели, которые уже стали неотъемлемой частью западной культуры. Наши психические позиции фиксируются в нашем характере, который представляет собой типичный способ поведения.
Точнее, характер – это хронический, автоматический и устойчивый или структурированный способ реагирования. Он обладает специфическими качествами, которые влияют или определяют все наше поведение. Проблемы возникают из-за того, что мы идентифицируем себя со своим характером.
Целеустремленный человек может внутренне понимать свою целеустремленность как свое главное достоинство. Избавление от проблем связано с отделением «Я» от структуры характера, в данном случае – от целеустремленности. В. Райх назвал структуру характера панцирем характера, который защищает нас, как панцирь защищает черепаху, но одновременно превращает и нас самих в каком-то смысле в черепах, навеки заточив в себе нашу истинную космическую сущность. В. Райх обнаружил и описал также и телесный аналог структуры характера, который назвал мышечной броней. Он выделил в мышечной броне семь относительно независимых зон, связанных внутри себя общностью вегетативной иннервации: глазная, ротовая, горловая, грудная, диафрагмальная, брюшная и тазовая. Названия зон дают точное представление об их расположении на теле.
Неадекватный мышечный гипертонус в этих сегментах создает препятствия или вегетативные мышечные блоки на пути естественного течения жизненной энергии, создавая зоны застоя, недоступные для самовосприятия. Как правило, мы не можем осознать присутствие в себе мышечных блоков, поскольку идентифицируем себя с ними, как с телесным проявлением структуры характера, с которой слито наше «Я». В обширной практике В.Райх, а позднее и А. Лоуэн, установили, что отделение «Я» от структуры характера возможно при достижении особых телесных состояний, в которых вегетативные мышечные блоки окажутся доступными самовосприятию. Для индукции подобных состояний были разработаны оригинальные техники и объяснительные модели, которые составили основу вегетотерапии и биоэнергетики, а также использовались в более поздних направлениях телесно-ориентированной психологии. Вот более подробное описание сегментов панциря характера, описанных В.Райхом: Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз. Создаётся впечатление неподвижной маски на лице. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, страха и гнева. Защитный панцирь в области шеи включает глубокие мышцы шеи и языка. Этот сегмент защитного панциря удерживает в основном гнев, крик, плач. Ротовой блок ограничивает или искажает течение энергий в каналах ротового сегмента тела, что в свою очередь проявляется в форме примитивизации экспрессивных выражений наших внутренних переживаний. Мертвая американская улыбка или угрюмо сжатый рот, плохие зубы, болезни верхних дыхательных путей, плохой слух, бесконтактность, вспыльчивость – характерная плата за пользование защитой ротового блока. Это наш «асимметричный ответ» С. Есудиану, прекрасному учителю и подвижнику йоги на Западе, который утверждал, что: «Если бы детей научили дышать носом еще в школе, вполне возможно было бы вырастить новое, более сильное и умное поколение!» (Йога и здоровье современного человека. – К.: «Janus books», 1999, с.58). Проблема оказалась не в том, чем мы дышим: носом или ртом, а в том, есть ли ротовой блок или его нет. Тонкие полутона человеческих отношений, возникающие из глубокой чувствительности, вытесняются из жизни юридическим равнодушием и алгоритмичной предсказуемостью, у которых вместо лица мертвая маска, бессвязное дыхание, а рот заклеен пластырем, который не заметен на первый взгляд. Горловой блок ограничивает или изменяет течение жизненной энергии в каналах шейного сегмента, которые в индийской традиции ответственны за правильный подъем Кундалини. В частности, он проявляется в изменении эмоциональной окраски энергетических потоков. Типичным примером является преобразование гнева или обиды в улыбку, приветливую, заискивающую, псевдодружескую и т.д. А платой за защиту горловым блоком окажется ком в горле, чувство удушья, неискренность, лицемерие, невозможность осознавания своих чувств и даже действий, недоступность вербализации эмоций, от тонких до самых простых. Грудной блок проявляется в снижении емкости резервуара для поглощенной энергии, доставшейся телу после прохождения ротового и горлового блоков. Защита грудным блоком направлена на снижение общих энергоресурсов тела для устранения даже возможности переживания сильных энергетических потоков и связанных с ними сильных и противоречивых чувств, таких, как злость, враждебность, негативизм, беспомощность, отчаяние. Все болезни органов грудной клетки связаны с застоем энергии из-за действия защит грудного блока. Диафрагмальный блок представляет телесное обеспечение нашего представления о делении тела на чистый, человеческий, возвышенный, духовный верх и нечистый, животный, недостойных, греховный низ. Этого интуитивно-ясного утверждения вполне достаточно, чтобы побудить сознание самостоятельно исследовать нашу привязанность к защите этими блокоми. Энергетически он направлен на разделение наших чувств и действий, закрепляя ситуацию: мечтать можно, а делать нельзя. Брюшной блок – один из двух блоков, контролирующих наш животный низ. Его функция аналогична функции грудного блока – снижение общего энергетического статуса для защиты только одного чувства, от чувства удовольствия. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и спины. Напряжение в поясничных мышцах связано со страхом нападения.
Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости и неприязни. Тазовый блок, последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден и бисексуален. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия, и невозможностью полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Платой за моральное спокойствие под защитой брюшного и тазового блоков оказываются некоторые болезни органов брюшной полости, сексуальная дисгармония, отсутствие спонтанности и творчества, а так же склонность к "диктатуре". Тело является фундаментальной ценностью человека. Поэтому, развивая способность осознавать свою телесно – чувственную природу, - строя, таким образом, мост между мыслями, действиями и эмоциями, - телесная терапия запускает процесс их осознавания и трансформации, их соединения в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела и развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом.
Телесно – чувственное осознавание себя является ключом к обретению себя и полноценной самореализации. Методы телесной терапии являются мощными психотерапевтическими инструментами, которые используются с целью вызвать эмоциональную разрядку, а, следовательно, и радикальные изменения в организме в целом. Техники телесной психотерапии расширяют направленное воображение и активную диагностику, которые включает в себя не только образы, но и осознанные телесные ощущения, потребности, желания и чувства. Техники телесной психотерапии открывают доступ к соматическому бессознательному и позволяют устранить выявленные блоки, мешающие гармоничному развитию личности. Техники телесной психотерапии отвечают всем требованиям целостного подхода: человек рассматривается как единое функционирующее целое, сплав материального и психического, где изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Чтобы человек смог почувствовать себя единым, вернуть себе ощущение целостности, необходимо не только интеллектуальное понимание, интерпретация или осознание вытесненной информации, но и конкретная работа, направленная на ощущение глубинных желаний, чувств и их реализацию. В телесной терапии разработано множество подходов и различных методик, все они направлены на психосоматическую коррекцию. Важно, что соматические симптомы в телесной терапии понимаются как телесные проявления переживаний человека.
|